Друзья, привет!
Все мы постоянно видим на канистрах с моторным маслом классы вязкости, например 5w-30, 0w-20, 10w-40, 5w-40, 15w-40 и другие. Кто-то из вас задается вопросом: "А что это такое и какое мне выбрать?".
В данной статья я подробно расскажу, что означают эти цифры, чем данные масла качественно отличаются друг от друга и расскажу как все таки правильно выбирать масло для своего авто.
Напишите в комментарии, как вы выбираете масло для своего авто и какое сейчас используете?
Итак, поехали…
Чтобы правильно выбрать моторное масло для вашего автомобиля необходимо ответить на несколько важных вопросов:
Как видите, выбор масла правильной вязкости тоже очень важный пункт, которому стоит уделить время!
Причем со временем, когда пробег автомобиля увеличился, возможно потребуется корректировка вязкости масла для нормальной эксплуатации вашего авто.
Вязкость — это степень "текучести" масла, мера сопротивления жидкости сдвигу.
Высокая вязкость — густое масло, низкая вязкость — жидкое масло.
От чего зависит вязкость масла?
Вязкость масла зависит от:
1) температуры. Чем выше температура, тем вязкость ниже (масло более жидкое). Зимой при низких температурах масло наоборот густеет.
2) размера молекул. Поэтому, например, когда масло окисляется, мелкие молекулы объединяются, образуя более крупные молекулы, и масло начинает густеть.
3) межмолекулярных связей. Разные молекулы углеводородов обладают различной вязкостью (Алканы, изо-алканы, алкены, алкадиены, арены, нафтены и др…).
Вязкость жидкостей измеряют специальными приборами — вискозиметрами (для любопытных — статья на Wiki). 😀 Вязкость бывает кинематическая и динамическая.
Для масел определяют кинематическую вязкость при 40 °С и 100 °С. А затем, зная 2 значения вязкости при этих температурах, определяют Индекс вязкости (VI)— это безразмерный параметр, показывающий на сколько изменяется вязкость жидкости при изменении температуры. Чем выше индекс вязкости, тем меньше изменяется вязкость масла.
Для товарного моторного масла указывают его класс вязкости по международной классификации SAE J 300.
В настоящее время существует 6 зимних классов вязкости и 8 летних, а также большое количество их комбинаций для всесезонных масел (например 5W-30, 0W-8, 10W-40 и т.п.). Для зимних классов вязкости ставится буква W после числа, что означает Winter ("Зима" по-английски).
Лучшими пусковыми свойствами в зимний период обладают масла 0W или всесезонные масла 0W-8, 0W-12 и т.п. (гарантированный запуск двигателя при -40°С). Но данные масла подходят только в те двигатели, которые рассчитаны на масло такой вязкости. Если залить масло 0w-8 в Lada Vesta, то у двигателя резко сократиться ресурс, т.к.
В последний раз таблица классов вязкости SAE J 300 обновлялась в 2015 году, когда добавили 2 летних класса SAE 12 и SAE 8.
Важно отметить, что уже давно наблюдается постоянное стремление к все более низкой вязкости моторного масла, поскольку производители оригинального оборудования продолжают стремиться к большей экономии топлива и эффективности.
Для современных легковых автомобилей сейчас вы не встретите сезонные масла (только летние или зимние), потому что их вытеснили всесезонные.
Давайте с вами сами сделаем всесезонное моторное масло 5W-30
Оно отвечает требованиям по вязкости как для зимнего масла SAE 5W:
- Низко-температурная вязкость при проворачивании, не более 6600 мПа⋅с при -30 °С
- Низко-температурная вязкость при прокачивании, не более 60000 мПа⋅с при -35 °С
а также для летнего SAE 30:
- Кинематическая вязкость при низкой скорости сдвига при 100°С, от 9,3 до 12,5 мм2/с
- Вязкость при высокой скорости сдвига и высокой температуре 150°С, не менее 2,9 мПа⋅с.
А чтобы сделать такое масло по настоящему, понадобится например следующая рецептура (на примере масла одного известного бренда):
К какому типу отнести это масло, решайте сами: минеральное или полусинтетическое.
Обратите внимание на количество полимера (загустителя): 5-10%.
Он необходим для всесезонных масел, потому что вязкость базового масла при 100°С в данном случае без полимера составляет всего 4,5 — 5 сСт, а ее нужно увеличить до значения класса SAE 30: от 9,3 до 12,5 сСт.
Увеличивая или уменьшая количество полимера в моторном масле можно создавать более жидкие и более густые масла:
Например для класса вязкости 5w-30 количество полимера составляет около 8%.
Для класса вязкости 5w-20 количество полимера составит около 6%.
Изменяя состав базового масла и полимера можно получать различные комбинации всесезонных масел.
Более подробно об остальных типах присадок в моторном масле расскажу в следующих статьях. ссылку оставлю здесь.
А вообще при выборе класса вязкости масла необходимо руководствоваться требованиями производителя автомобиля (особенно если рекомендуются ресурсосберегающие масла классов 0W-8, 0W-12), и температурой окружающего воздуха во время эксплуатации. В нашем регионе зимой температура опускается до -30 С и ниже, а летом возрастает до + 35 и выше, поэтому лучше выбрать масла класса вязкости SAE 5w-40 или 5w-30 для большей экономии топлива и более быстрого пуска зимой. Но помните, что при прочих равных у масла 5w30 расход на долив чуть больше, т.к. оно менее вязкое.
Всем добра!
Автор статьи: Гнутов Виталий.